Бхагавад Гита. Главы 5, 18

Главы

Арджуна спросил: «Что же выше Ты ставишь?
Смотри: отрешенье от действий Ты славишь,

Но хвалишь, о Мудрый, и Действия Йогу.
Что лучше? Развей мою, Крышень, тревогу».

Арджуне ответствовал Праведник Строгий:
«К высокому благу ведут обе Йоги,

Но Йоги Деянья важнее значенье:
Она превосходит от дел отреченье.

Тот стал Отрешённым, кто, делая дело,
И зло обуздал, и желания тела.

«Две Йоги различны», — глупец поучает, —
Но знай, что, достигший одной, получает

Обеих плоды, ибо слиты старанья
И Йоги Познанья, и Йоги Деянья.

Без Йоги достичь отрешенья труднее,
И праведник, преданный Йоге, скорее

С Всевышним Отцом достигает Со-Знанья:
Себя победив, и отринув желанья,

Сливается с Рамхой – с Его Вечным Светом,
И, действуя, — не загрязнится при этом.

Кто, Истину знает, тот Конъ утверждает, —
«Не делаю я ничего, — рассуждает, —

Касаясь, вкушая, внимая, взирая,
Дыша, говоря, выделяя, вбирая».

Встаёт ли с восходом, ко сну ли отходит, —
Он, Праведный, ведает, что происходит:

«То чувств и предметов телесных общенье,
А я не участвую в этом вращенье».

Кто, действуя, с Рамхой Извечным сольётся,
Того вековечное зло не коснётся, —

Не так ли, скатившись, от пыли очистив,
Вода не касается лотоса листьев?

И вольный, с предметами чуждый общенья,
Во имя благого самоочищенья,

Лишь разумом, чувствами, сердцем и телом
Пусть действует, — дело избравший уделом.

Отвергший плоды – обретает отраду,
Кто жаждет плодов – попадает в засаду.

Счастливец в покое живёт благодатном,
Не действуя в городе девятивратном.

Не делает Рамха – Тот Свет Совершенный –
Ни делателей, — ни деяний Вселенной,

Дела с их плодами Рамха не связует, —
Природа сама по себе существует.

Ни зло, ни добро не приемлет Всесветлый.
Окутало Мудрость, как мглой безпросветной,

Неведенье, распространив ослепленье.
Но те, кто делами достиг просветленья,

Разрушили Знанием это незнанье,
И Рамха, как Солнце – явил им Сиянье.

Постигнув Его и себя в Нём, Высоком,
Ушли они, выиграв битву с пороком.

В слоне и в корове, в жреце и в собаке,
И в том, кто собак поедает во мраке,

И в том, что дряхлеет и что созревает, —
Предвечного Рамху Мудрец прозревает.

Чей разум всегда в равновесье, в покое, —
Сей мир победил, победил всё земное,

И не умирая, и не возрождаясь,
Пребудет он, в Духе Светом утверждаясь,

Не станет, достигнув покоя, безстрастья,
От счастья смеяться, страдать от несчастья.

И Рамхи он Света постигнет главенство,
И, преданный Рамхе, вкусит он блаженство, —

Затем, что предметов телесных касанье
Не даст наслажденья, а только терзанье:

Они преходящи, в них – бедствия лоно,
Безгрешный отверг их душой просветлённой.

Лишь тот, кто, ещё не дождавшись кончины,
Равно и отрады презрел и кручины,

Свой гнев пересилил и чувств самовластье, —
Обрёл настоящее, прочное счастье!

Кто светится внутренним счастьем, — не внешним! –
Тот с Рамхою в мире сливается здешнем.

Подвижник, живя ради блага людского,
Избавясь от двойственности и сурово,

Свой гнев обуздав, уничтожив обманы,
Грехи, заблужденья, — достигнет Нирваны.

Мудрец, от земных отрешённый желаний
Слит с Рамхой Предвечным, — приходит к Нирване.

Отринув предметы, презрев суесловье,
Направив свой взор, устремлённый в межбровье,

В ноздрях уровняв с выдыханьем вдыханье,
Стремлений и чувств погасив полыханье,

Избавясь от страха, — Мудрец Безупречный
Приходит так к Воле он – Высшей Извечной.

Познавший Рамху, всех миров Властелина, —
Того, кто Сварога – Первопричина,

Кто Свет излучает, любя всё живое, —
Премудрый Подвижник пребудет в покое»!

Арджуна промолвил: «Светла Твоя Милость,
Исчезла незрячесть; душа озарилась;

Я стоек; не знаю сомненья былого;
Твоё, о Учитель, исполню я слово»!

Оцените статью